Подобный вид преступной наживы стремительно набирает силу и превращается в настоящую эпидемию.
Цель мошенников – заставить Вас передать свои денежные средства «добровольно». Мошенники очень хорошо знают психологию людей. Они используют следующие мотивы: беспокойство за близких и знакомых, беспокойство за свой телефонный номер, счёт в банке или кредитную карту, желание выиграть крупный приз, любопытство – желание получить доступ к SMS и звонкам других людей. Для этого используются различные схемы мошенничества.В качестве наиболее распространенных схем телефонного мошенничества можно назвать следующие:
- Мошенники рассылают сообщения с мольбой - ребенку нужен донор. В SMS указывается номер, куда нужно позвонить в случае согласия. При звонке со счета владельца снимаются дополнительные средства.
- «Оператор» звонит лично и сообщает о проблемах с вашим счетом. На предложенный номер предлагает отправить SMS. Проблемы со счетом появляются как раз после отправления сообщения.
- Абоненту звонит молодой человек и объясняет, что случайно положил деньги не на свой счет, а на его. Настойчиво, но вежливо мошенник будет упрашивать перевести ему такую же сумму денег.
- Абоненту сообщают по телефону, что он выиграл приз от компании оператора, но чтобы его забрать, необходимо купить карту оплаты. После этого абонента якобы переводят на автоматическую систему пополнения счета. По тоновым сигналам мошенники выясняют код карты и переводят деньги на свой счет.
- «Сотрудник банка», в котором у вас открыт счет, сообщает, что ваша карта заблокирована. Помните, без вашего согласия ее никто и никогда не может заблокировать, а чтобы устранить любую банковскую неполадку, вам лично нужно присутствовать в банке, а не перечислять деньги на чужие счета и номера сотовых телефонов.
- Мошенник звонит по телефону, представляясь родственником абонента, и сообщает, что задержан сотрудниками полиции за совершение преступления, просит перевести деньги, чтобы избежать уголовной ответственности. При этом каждый человек может стать жертвой мошенничества, если не будет следовать простым правилам безопасности.
Вот некоторые способы поведения в конкретных случаях:
- Получив по мобильному телефону сообщение о проблемах близких людей и предложение решить вопрос путем передачи определенной суммы денег (или активацией карт оплаты):- не впадайте в панику, не торопитесь собирать деньги,- постарайтесь любым способом связаться с близкими, о которых идет речь,- незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.
2. Получив с незнакомого Вам номера мобильного телефона звонок от человека, голос которого похож на голос Вашего родственника, сообщающего, что он попал в беду и выручить его можно только деньгами (передачей наличных денег или активацией карт оплаты):- не впадайте в панику,- обязательно задайте звонящему вопросы личного характера, ответы на которые помогут Вам определить, точно ли звонящий является Вашим родственником, а не мошенником, умело имитирующим голос близкого Вам человека. Примеры вопросов: куда он ездил отдыхать в последний раз, как зовут других Ваших родственников, номер дома, местоположение дачи и т.п.- незамедлительно обратитесь в правоохранительные органы.
3. Получив звонок от человека, представляющегося сотрудником радиостанции или оператором сотовой связи, о том, что Вы выиграли приз, для получения которого Вам необходимо активировать карты оплаты на определенную денежную сумму:- не торопитесь активировать карты оплаты (передавать деньги),- позвоните на радиостанцию в абонентскую службу оператора сотовой связи, уточните, проводится ли такая акция, о которой Вам сообщили неизвестные.
4. Получив смс-сообщение с незнакомого телефонного номера, подписанное якобы знакомым Вам человеком, с просьбой пополнить баланс его счета для срочного подключения телефона:- не торопитесь производить оплату;- постарайтесь связаться с Вашим знакомым по известному Вам номеру и уточнить, есть ли у него проблемы с отключением телефона.
5. Получив смс-сообщение с незнакомого телефонного номера с просьбой вернуть деньги, случайно переведенные на Ваш баланс:- проверьте баланс Вашего счета, чтобы удостовериться, что он был пополнен на запрашиваемую незнакомым человеком сумму.
6. Получив звонок от незнакомого Вам человека, представившегося сотрудником службы технической поддержки оператора сотовой связи (абонентской службы), с требованием срочно ввести цифровые коды на Вашем телефоне в связи с якобы проводимыми техническими мероприятиями или акциями:- не торопитесь следовать инструкциям;- перезвоните в упомянутую звонящим службу и уточните, проводится ли указанная акция (мероприятие). Оградить от мошенников способны лишь внимательность и здравомыслие самих граждан.
Сотрудники Отдела МВД России по Катав-Ивановскому району рекомендуют гражданам быть предельно внимательными и не поддаваться на уговоры и просьбы неизвестных, касающиеся передачи или перевода денежных средств, а также ни в коем случае не сообщать данные своих банковских карт.
